Прежде, чем торговец может убедить потенциального клиента купить его продукт или услугу, он должен убедить покупателя в том, что ему необходимы изменения. И большинство продавцов пытаются побудить клиентов к изменениям, вооружаясь кучами фактов и цифр, упакованных в презентации, брошюры и отчеты.
Но факты и цифры, лишенные эмоций, не слишком убеждают. Почему? Нейробиологи обнаружили, что «значение всего определяют эмоции». Каждый раз, когда мы что-то испытываем, наш мозг рептилии склонен задавать один и тот же эмоциональный вопрос: «Это причинит мне боль, или это поможет мне?»
В своей книге «Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die», писатели Chip и Dan Heath утверждают, что лучшие мастера убеждения – истории, способные моделировать и вдохновлять. Работая над книгой, они прочитали сотни историй в поисках шаблонов, которые бы мотивировали, возбуждали и вызывали продуктивные действия.
Вот какие основные шаблоны историй они нашли: сюжет проблемы, сюжет соединения и сюжет креатива. К ним можно добавить еще один, назовем его сюжетом предостережения.
Каждый из этих четырех сюжетов может, в зависимости от тех или иных обстоятельств, убеждать покупателя совершать изменения, и тем самым быть более склонным к покупке продукта или услуги, которые мы хотим ему продать.
- Сюжет проблемы
Сюжет проблемы особенно нравится продавцам, потому что его содержание – история успеха в бизнесе несмотря ни на что. Вариации включают историю неудачника, историю «из грязи в князи» и триумф чистой силы воли над ситуацией бедствия.
Сюжет проблемы рождает в нас желание стараться изо всех сил, держаться до конца, никогда не сдаваться. Нас вдохновляет отвага простых людей, таких как мы, которые находят в себе силы быть отважными, чтобы решать масштабные проблемы и в конечном счете одержать победу, достигая фантастических результатов.
Классический пример сюжета проблемы – Давид и Голиаф. Идя навстречу Голиафу, Давид взял камень и бросил его из своей пращи. Камень попал в небольшой промежуток в шлеме Голиафа. Пораженный в лоб, Голиаф замертво упал лицом вниз. Тогда Давид бросился вперед, выхватил меч у поверженного Голиафа, и отсек ему голову.
В этой истории, только после того, как Давид бросил камень, мы можем реально оценить опыт парня с пастушьей пращей – его силу, проворство и быстроту. Мы понимаем, почему Давид отказался от тяжелых доспехов, ведь они только мешали бы ему проявить свои скоростные качества. Наконец, когда камень поражает Голиафа в лоб, мы видим критическую слабость Голиафа.
Наше озарение в том, что гиганты не так сильны, как кажется. Те же самые факторы, которые делают их сильными, могут быть источниками самой большой их слабости.
- Сюжет соединения
Там, где сюжет проблемы влечет преодоление препятствий, сюжет соединения дает нам способ, как мы используем отношения, чтобы соединять разрывы с другими людьми.
Фанат Lego Ninjago, семилетний Люк Аппс потратил все свои рождественские деньги на комплект Ultra Sonic Raider. Но вся проблема с LEGO в том, что эти маленькие части так легко потерять. Вопреки советам отца, молодой Люк взял своего нового друга Джея в магазин. И потом он потерял его. Люк решил написать письмо в LEGO, чтобы попросить о замене.
Немного позже Люк получил ответ от Ричарда, представителя команды по обслуживанию клиентов LEGO. Ричард написал, что говорил с Сенсеем Ву, мастером из линейки Ninjago.
«Люк, я сказал Сенсею Ву, что потеря твоей фигурки Джея была просто несчастным случаем и что ты никогда, никогда, никогда не позволишь этому случиться когда-нибудь снова».
«Просто помни, что сказал Сенсей Ву: храни свои фигурки под защитой, как оружие Spinjitzu! И конечно, всегда слушайся своего папу».
Сюжет соединения побуждает нас быть более заботливыми, более терпимыми и обходительными, и любить наших соседей.
- Сюжет креатива
Третий тип вдохновляющей истории, это сюжет креатива.
Когда вы мыслите креативно, на ум приходит история Архимеда, кричащего «Эврика!» и бегущего голым по улицам Сиракуз, или история яблока, упавшего на голову Ньютону и осенившего его теорией всемирного тяготения.
Несколько лет назад, компания Goldcorp из Торонто была в беде. Забастовки, давние долги и крайне высокая стоимость производства вынудили компанию оставить добычу полезных ископаемых. Рынок золота сокращался, и большинство аналитиков считало, что 50-летняя шахта компании на Красном Озере в северо-западном Онтарио умирала.
Генеральному директору Робу Макивену требовалось чудо. Отчаявшийся из-за того, что его штатные геологи не могли достоверно оценить ценность и местоположение золота в его владениях, Макивен совершил нечто неслыханное в его отрасли: он опубликовал свои геологические данные в Сети для всеобщего обозрения и бросил миру вызов провести разведку. «Вызов Goldcorp» обошелся в общей сложности в 575000$ денежных призов для участников, представивших лучшие методы и оценки.
Фактически, то, что Макивен обратился к открытым источникам, вылилось в захватывающую азартную игру. Но Макивен не был «зажат в тиски» расхожих мнений горнодобывающей отрасли. Макивен не был шахтером, и он не думал, как шахтер. В молодости он работал на Merrill Lynch в инвестиционном бизнесе.
Конкурсанты определили 110 целей во владениях на Красном Озере, более чем 80% которых вылились в значительные количества золота.
Фактически, с начала проблемы, было найдено 8 миллионов унций золота, ценность которого превысила 3 миллиарда долларов.
Сюжет креатива работает, потому что он побуждает нас к инновациям, разжигает наше воображение, предлагает испробовать новые подходы.
- Предостерегающий сюжет
В то время как сюжеты проблемы, соединения и креатива вдохновляют слушателей быть отважными, энергичными и креативными, бывает время, когда клиента надо предупредить об опасности или предостеречь от принятия неблагоразумного решения.
Назидательные истории, конечно, многие годы были главным предметом детских сказок. «Красная Шапочка» использовалась в качестве назидательной истории для воспитанных молодых особ, чтобы предостеречь их от разговоров с незнакомцами.
Когда надо сделать предостережение, время использовать назидательную историю.
Консультанты по благосостоянию как правило начинают свои отношения с клиентом, договариваясь об инвестициях и пенсионной программе, а затем встречаются регулярно для рассмотрения продвижения и принятия инвестиционных решений, которые оптимизируют возвраты, в значительной степени основываясь на склонности клиента к риску.
Когда фондовая биржа падает или остается на одном уровне в течение какого-то периода времени, нетерпеливые, расстроенные клиенты обычно начинают смотреть на запасы товаров, у которых есть потенциал, чтобы вернуть вложенные средства.
Добавить комментарий