Любой проект в интернете так или иначе начинается с определения ниши. От того, насколько удачно выбрана ниша, зависит в конечном итоге успех всего предприятия. Очень часто ниши выбирают с кондачка, руководствуясь не совсем понятными предпочтениями. Мы же рассмотрим стратегический подход к выбору ниши.
Как выбирают ниши, и чем при этом руководствуются? На этот счет существуют различные подходы. Во многих случаях ниши принято отождествлять с тематическими предметными областями.
Например, часто советуют строить список тематических областей исходя из личных предпочтений. Основан такой подход на простой формуле: делай, что любишь, а деньги придут. Отчасти это оправдано – когда человек делает то, что ему нравится, то снимается проблема мотивации. Именно мотивации часто не хватает людям для того, чтобы выстроить проект и продолжать свои усилия в дальнейшем.
Как правило, в самом начале любой проект требует затрат, как сил, так и других ресурсов, в том числе и денежных. Многие проекты бросают на полпути только потому, что мотивация уже закончилась, а успехов пока нет. Но если за дело взялся фанат, то отсутствие доходов в начальный период его не остановит, и скорее всего, проект в конце концов заработает.
Но тут есть и отрицательная сторона, так как не все ниши, которые нравятся, в то же время являются выгодными. Никакие начальные оценки и исследования тут обычно помочь не могут. Существует слишком много факторов, которые с трудом поддаются учету, и результат порой оказывается совсем не таким, как это мыслилось вначале.
По статистике, «выстреливает» не более 3 проектов из 10, чаще бывает, что действительно успешным оказывается лишь один проект. И если человеку повезло, то хорошо. А если нет, то есть два пути – либо бросить неудачную нишу и начать что-то другое с самого начала, либо все же пытаться раскрутить со скрипом движущийся проект, чтобы он начал зарабатывать хоть что-то. Первый вариант, по нашему мнению, предпочтителен.
В других случаях исходят из предполагаемой выгодности ниши. Например, ее выбирают из трех «вечных» областей – деньги, здоровье, отношения. Но и принадлежность ниши к одной из них вовсе не гарантирует успеха.
На самом деле, все эти подходы не являются стратегическими, они довольно случайны. Это как игра: повезет – не повезет, угадаешь – не угадаешь.
Чем еще плоха концепция, когда нишу считают тематической областью? Тем, что при таком подходе мы не видим денег. Не понятно, откуда они берутся, кто их должен платить, и за что. Появление денег при этом сродни магии – вот их не было, и вдруг они откуда-то появились. Или не появились. Неудивительно, что те, кто придерживаются подобных позиций, так этих денег никогда и не видят.
Стратегия выбора ниш должна исходить из нашей конечной цели – ниша должна приносить деньги. Деньги платят люди. Что это за люди, и за что они будут платить?
В действительности, ниша – не тематическая область. Ниша – это группа людей, объединенных некоторым стремлением, некоторой целью, интересом, либо болью. Ниша – это целевая аудитория людей, которым что-то очень надо.
Например, некоторыми людьми движет стремление сбросить лишний вес, похудеть. И они готовы за решение этой проблемы платить деньги. Другими людьми движет страсть к азартным играм. А есть люди, которые испытывают интерес к поэзии. Все это и будут различные ниши.
Конечно, ниши эти не равноценны. Если за похудение и участие в азартных играх люди действительно готовы выкладывать деньги, и порой немалые, то те, кто интересуются поэзией, скорее всего больших денег платить не станут.
Вообще вопрос о том, какие деньги считать большими, весьма относителен. Для одного 100 долларов – это не деньги, а для другого даже 50 рублей будет слишком много. Но для каждого человека существует несколько уровней градаций.
Первый, самый низкий уровень – это незначимая сумма денег. Это те деньги, которые человек может позволить себе отдать не раздумывая. Обычно это сумма порядка одной десятой части его месячного дохода. Такую сумму человек готов отдать просто так.
Второй уровень – эмоциональный. Такие деньги человек отдает под влиянием эмоций. Например, что-то ему сильно понравилось, или ему чего-то очень захотелось. Такая сумма обычно сравнима с его месячным доходом.
Далее идет третий, логический уровень – сумма денег, на порядок превышающая месячный доход человека. Ее он отдаст только после тщательного обдумывания. Иногда этот уровень называют уровнем мечты, потому что люди способны платить такие деньги только за то, что ведет их к исполнению своей мечты.
Что из этого всего следует? Во-первых, то, что все люди имеют различный уровень доходов. Поэтому для нас выгоднее ниши, где мы имеем дело с богатыми людьми. И наоборот, ниши, где публика сравнительно бедна, для нас представляют меньший интерес.
Во-вторых, уровни человеческих стремлений также различаются.
Первый уровень – это интерес. Какую сумму денег человек может отдать просто за удовлетворение своего интереса? Как правило, это будет всего лишь незначимая для него сумма денег.
Второй уровень – это проблема, боль. За решение проблемы и избавление от боли человек уже готов отдать эмоциональную сумму денег. То есть на порядок выше, чем в первом случае.
Третий уровень – это мечта. За реализацию своей мечты люди способны платить суммы денег логического уровня. И это еще на порядок выше, чем на предыдущем уровне стремлений.
Понятно, что уровни стремлений отличаются в зависимости от общего уровня доходов человека. Так, если у одного мечта – съездить в отпуск на Мальдивы, то у другого – вилла на Лазурном берегу. Примерно так отличались мечты Остапа Бендера и Шуры Балаганова в известном произведении. Тем не менее, общее соотношение уровней стремлений для каждого отдельного человека будет таким.
Поэтому большое значение имеет то, что именно мы людям предлагаем. Либо это будет какая-то безделица, за которую люди готовы платить только лишь незначащие для себя деньги. Либо избавление от боли, за что люди могут отдавать гораздо более значимые суммы. Либо это будет мечта, когда деньги будут уже на порядки выше.
Если некоторое стремление – это просто интерес к чему-либо, то значимых денег люди платить не станут. Это не значит, что на таких нишах нельзя заработать. Но тут все будет решать объем ниши. Если он достаточно большой, то итоговый доход может быть достаточно солидным.
Гораздо более выгодными, тем не менее, будут ниши, связанные с болью. Тут уже люди готовы платить более значимые для себя суммы, лишь бы от этой боли избавиться. И даже при не слишком большом объеме ниши доход в итоге может быть весьма существенным.
Идеальный случай – если мы можем немногим богатым людям предложить уровень мечты. В этом случае продукт можно оценивать и в миллионные суммы. И это не обязательно недвижимость или океанские яхты. Такие продукты есть и в тренинговом бизнесе, например, элитная программа омоложения, предлагаемая сегодня в Рунете.
Имеет значение как первый фактор – уровень благосостояния целевой аудитории, так и второй – уровень ее стремлений.
Таким образом, главное для нас при выборе ниши – это определение платежеспособной целевой аудитории и тех проблем, болей, или интересов, за которые люди готовы платить деньги. Только при таком подходе мы можем начать строить заведомо выигрышный проект. В иных случаях мы просто играем в лотерею.
После того как ниша выбрана, можно двигаться дальше, и думать о том, что и как мы будем продавать. Но об этом мы поговорим в следующих статьях цикла.
Добавить комментарий